Арнольд Регель "Изящное садоводство и художественные сады", Спб., 1896г. (извлечение)


ГАЗОН

Газон занимает в каждом саду, какого бы то ни было стиля и порядка, особо видное место - значительно более выдающееся, чем вода и дорогии. В России этого пока не сознают: тут вне утилитарных целей, всего чаще требуют от сада лишь одного - прохлады в летний зной и, в силу этого, засеняют сад насколько возможно, это - грубая ошибка: в картине сада газоны образуют свет, а кусты и деревья - тени, так что сад без газона представляет такой же абсурд, как картина без света. Следовательно, весь слер-обскюр картины сада преимущественно основывается на искусном сочетании этих двух элементов и на изящных переходах от одного к другому. В лучших садах естественного порядка газоны преобладают перед кустами и деревьями, и чем первые обширнее, тем сад оптически увеличивается. Но если сад помещается в гористом месте, требующем густого засаждения, вперемежку с бликами голых скал, то газон отступает на задний план и сосредотачивается лишь в долинах, прогалинах и у подножия. Перевес газона встречается чаще всего в плоских, преимущественно в степных местностях, где площадь газонов относиться к площади всех остальных насаждений как 2 : 1, в английских парках и садах, поляны и лужайки которых пользуются всемирной известностью, газоны занимают половину растительной площади, наконец, горные мотивы, в которых газон становиться побочным элементом, составляют довольно редкое исключение.

Искусство размещения газонов основывается на перспективных началах, и всего ближе - на маскировании точных границ; достигается это тем, что тщательно избегают резких переходв, особенно на опушках и межах, а для такой цели уничтожают прямолинейные рубежи посредством "бухт" (углублений) и "мысков" (выступов) и, до начала чащи, рассаживают известное количество кустов, мелких групп и ординарных деревьев, образующих то, что немцы называют форверки. Понятно, что форверкам этим не везде место и что опушка, сплошь обсаженная мелочью, теряет всю свою живописность, но вперемежку с "чистой межой" форверки и сами выигрывают, и эффектно оттеняют чистые переходы. Второе условие - тёмные пятна, посредством которых уничтожается монотонное впечатление гладкой, обширной земной плоскости. Пятна эти достигаются путём размещения кустов, деревьев и групп таким образом, чтобы они, в отношении перспективной точки, стояли против солнца, тогда пятна образуются в виде падающей тени. Такие пятна, артистически набросанные там, где следует, в высшей степени эффектны, но если их чересчур много, то получится "беспокойный" свет, то есть слишком частый переход от света к тени, всегда вредящий общему впечатления, а вдобавок - значительно сокращающий весь пейзаж. Самое крупное оптическое увеличение путём газонов достигается тем, что от дома или от центральной точки ведут несколько длинных газонов до самой опушки парка, а там скрывают границы посредством форверка и мнимо врезываются в лес путём зелёной бухты. В крайнем случае можно довольствоваться и одним таким газоном.

 

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ГАЗОНОВ

Собственно "газоном" называется садовый участок, засеянный коротенькой, сочной, светло-зелёной, именно "бархатной" травой, которой никогда не дают войти в ствол и цвет, это и есть та самая "мурава", о которой так поэтично упоминается в народных песнях. В противоположность к "мураве изумрудной", луговые и выгонные травы состоят из кормежников, пускаемых в полный рост и цвет, такие травы нередко встречаются в больших парках, где нет возможности ходить за полянами так же тщательно, как в саду, но, ради красы, такая трава часто просевается декоративными цветами, и преимущественно красными и синими, образующими противоположность к белым и жёлтым цветам луговой флоры.

 

СОДЕРЖАНИЕ ГАЗОНОВ

Уж если хозяева не любят тратиться на деревья, всецело предоставляя попечение о них самой матушке-природе, то на газон расходуются и того менее охотно. Между тем газоны растут и процветают в достаточно хорошей степени лишь там, где на них не жалеют ни постоянного ухода, ни довольно немалых потрат.

Первое дело - подготовка почвы, и ближе всего - просушка топких мест посредством отвода, канализации, дренажа и т.д., затем, перекопка "плантажом" на аршин глубины (для виноградников требуется и того более: 1.25 аршин), потом - мельчение глыб и расчистка почвы от камней, корней, сорных трав и т.д., далее - химическая обработка, то есть примесь удобрительных ингредиентов, как-то: навоза, компоста, гуано или жирной земли - если почва нуждается во влаге и изобилует известью, чилийской селитры, томасовой муки, жжёной кости, гипса, мергеля, извести и всякого рода калийных или фосфорных препаратов, где почва нуждается не только в азоте, но и в калии и в фосфорной кислоте, древесной, торфяной или лигнитовой золе, с примесью компоста, если требуется выделить аммиак, и каменноугольной или коксовой золы - если нужно связать аммиак и уничтожить мох, глины, где почва чересчур слаба и рассыпчата, сеянного мусора, песку или всего лучше: смеси парниковой земли с неминерализовавшемся средним слоем торфа, если требуется разрыхлить слишком плотный, вязкий, тяжёлый глинистый слой, свежего конского навоза, если почва суха, песчаниста и настолько некомпактна, что допускает вымирание растений от стужи и т.д. и т.д. Вязкую почву разрыхляют ещё и таким способом, применяемым английскими садоводами: либо заделывают в землю смесь навоза с сеянным кирпичом (обожжёной глиной), причём смесью этой сначала покрывают поляну слоем в 10 см вышины после чего закопка производиться неимоверно быстро и легко, или же на данный участок сваливается всё сорьё, весь бурелом, хворост, лишняя солома, сухой торф, кучи компоста, пласты старого газона, и вообще всё, что способно либо гореть, либо тлеть, и ко всему этому примешивают глыбы глины и зажигают. Огонь должен передвигаться медленно и, по возможности, гореть крытым, неярким пламенем, всего лучше тлеть, в результате получается прекрасная садовая земля, и особенно для полян.

Кстати замечу, что возможно глубокой раскопки и рационального удобрения требует и чернозём: даже такая производительная почва способна истощиться и обеднеть, несмотря на всё природное богатство питательных веществ, если постоянно, без передышки, извлекать из неё соки, не возмещая убытка.

 Почве, вскопанной и удобренной, дают проветриться и устояться, если она, затем, окажется чересчур рассыпчатой, то её слегка укатывают, так как травяное семя вообще лучше принимается в несколько слежавшейся земле. Укатывание происходит, однако, не в дождливое время, во избежание комьев, и лишь перед самым посевом.

Посев - как уже замечено выше - производиться либо осенью, либо весной: первое всего пригоднее для очень крупных полян, и особенно там, где, при безводье, царствует бездождица (например, на черноземье), так как зимняя влага является тогда лучшим и наиболее надёжным фактором удачного посева; весенний же засев благоприятнее для северного, дождливого пояса, а в средней полосе и на юге возможен лишь там, где поблизости имеется вода, и то при условии, чтобы поляны были не слишком крупны и отличались особо добротной почвой. Во всяком случае, влага при посеве - вопрос высшей важности, а потому, при отсутствии дождя и при слабой росе, необходимо орошать поляны, - конечно не лейкой, а специальными трубами, насосами или, ещё лучше турбинами. При особом изобилии (но не избытке) почвенной влаге или при возможности постоянного орошения посев возможен в течение всего "красного времени", от оттепели и почти до самых заморозков. Самый посев производиться несколько иначе, чем для хлеба: сеять два раза, крест-накрест, затем тотчас прикрыть семя тоненьким слоем рыхлой земли, и слегка прокопать почву.

Содержание луговой поляны довольно просто: первый покос идёт на сено, а потому производиться лишь в то время, когда трава успеет вырасти как следует, но "атава" (второй и следующий покосы) ведётся значиельно скорее: траву снимают, в течение лета и осени, раз до четырёх, так что не дают ей перерасти требуемой нормы. С газонами поступают иначе: их, раза 2-3 в лето, пропалывают от сорья, заносимого птицами и ветром, или же зарытого вместе с навозом, особенно тщательно выдёргивают, вместе с корневищами, всякие крупные, широколиственные злаки. Снимка (покос) производиться не счётом, а всякий раз, как трава станет подрастать настолько, что на ней появяться цветочные стебельки, наконец, если газон чересчур загустеет, то необходимо проредить его лёгкой бороной, а после каждого покоса - слегка прикатать. Присутствие мха - явный признак либо оскудения почвы, либо окисления её от избытка грунтовой воды или от присутствия минеральных веществ (соли, окиси железняка и т.д.), поэтому за появлением мшистых мест необходимо тщательно следить, и где мох появиться - немедленно соскрести его железной граблей, оставшуюся проплешину сначала засадить свежим семенем, а если это не поможет - удобрить данный клочок земли либо посредством требуемых солей и фосфатов, либо смесью строевого мусора, с золой, жжёной костью и сернокислым аммиаком. Лучшая пора для такой операции - глубокая осень. Проплешины встречаются и по другим причинам - вследствие влияния тени, и особенно у крупных деревьев, и тут необходимо либо освежить, либо хоть удобрить почву и засеять её самым выносливым семенем, не требующим особого света, и притом сделать это весной, пока зимняя влага ещё не успеет испариться. Наконец, для содержания отборных ковровых газонов требуется усиленный уход: их необходимо освежать - т.е. перекопать и вновь засеять - ежегодно весной, а по меньшей мере через год.

 

ДЁРН

На откосах и уклонах довольно трудно развести газон, так как семя смывается дождём, такие части всего легче заполняются дёрном, обыкновенно снимаемым где попало и как попало, и всего реже добываемым со специального "дерновика". Между тем обзавестись дерновиком - вовсе не хлопотливо: на какой-нибудь пустырь (всего лучше солончак или песчаник), гладко укатанный, насыпают слой сфагнума или мякины, дюйма в 1.5 толщиной, а на этот слой насыпают пласт чистой, просеянной, жирной земли, которую засевают отборными травами, тотчас же плотно прокатывают и затем поливают. Как только трава подрастёт, её срезывают ножницами или скашивают, и постоянно ходят за ней так, как бы дёрну век сидеть здесь на месте. Когда требуется несколько пластинок дёрна, то подходящие куски срезаются длинным ножом, а пластинки - легко отделяющиеся от земли, благодаря исподней настилке - снимаются лопатами. Кладут их попарно, исподом к исподу, а скучивают пары - лицом к лицу и не выше 2 аршин, чтобы не слишком помять травы. На места, с которых снят дёрн, снова настилают мякину или сфагнум, и выводят свежие пласты, которых, таким путём, можно всегда иметь под рукой в достаточном количестве. "Штукование" (стычка) газона и закрепа его на месте производяться посредством деревянных шпилек.

 

ЗИМНИЙ ПОКРОВ

Иная мера, почти никогда не применяемая в русских садах, а между тем весьма существенная - заключается в том, что поздней осенью, до наступления морозов, газон прикрывают слоем соломы или сухого торфа, с примесью (иногда половинной) сухого помёта и выветрившегося навоза. Покров этот - называемый "зимним пологом" - убирают граблями весной до возрождения растительности. Такая мера настолько рациональна, что, казалось бы, и пропагандировать её незачем, но в то же время она ещё настолько чужда русским садоводам, что, несмотря на всю очевидность её пользы, практикуется лишь в исключительных случаях.


Другие наши статьи Услуги
Как правильно удобрять газон? Устройство рулонного газона под ключ
  Укладка искусственного газона
Назад к списку статей